С 31 декабря 2024 года по 2 января 2025 года мы приглашаем вас встретить Новый год в Плёсе. Празднование растянется на 3 дня (2 ночи). Подробнее...

Наши маршруты

По Плесу очень приятно совершать пешеходные маршруты. Во-первых, это лучший отдых от городской суеты, во-вторых, лучший способ рассмотреть город более внимательно, в-третьих, замечательная возможность подышать свежим волжским воздухом. Пешеходные прогулки по Плесу приятные и несложные, несмотря на не простой ландшафт города, состоящий из холмов и гор (самая высокая гора – это Соборная гора, 54 м над уровнем Волги).

Плес. Гора Левитана и окрестности

Плёс. Гора Левитана и окрестности

Провинциальная АРТгалерея-М (2) - Памятник художнику В. Федорову (3) – Галерея Л. Николаева (4) – Скульптура городового (5) – Никольская часовня (6) – Памятник И.И. Левитану (7) – Дом-музей И.И. Левитана (8) – Левитановский культурный центр (Левитан-холл) (9) – Скульптура «Дачница» (10) – Музей пейзажа (12) – Церковь Варвары Великомученицы (13) – Тропа Левитана (14) – Поклонный крест (15) – Воскресенская деревянная церковь (16) – Скульптурный комплекс на горе Левитана (17)

Весной 1888 г. великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан с друзьями-художниками А.С. Степановым и С.П. Кувшинниковой отправился на пароходе по Волге. В один из дней своего путешествия по реке они заметили старинную деревянную церковь XVII в., стоявшую на Петропавловской горе города Плёса (сейчас гора Левитана). Художники решили сойти на берег. Город, оказавшийся «премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим», настолько обворожил художников, что они решили здесь задержаться.

Очарованный Плёсом Левитан провёл здесь лето 1888 г., а затем приезжал сюда еще два следующих года. Город и его окрестности, величественные волжские просторы вдохновили художника на создание около 200 работ. Здесь были написаны такие великие картины как «Тихая обитель», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Березовая роща» и многих других.
Следуя примеру Левитана, многие художники приезжали в Плёс для вдохновения: Саврасов и Маковский, Поленов и Шишкин,  Верещагин и Корин, Бакшеев и Виноградов, проездом был Репин. И вот уже на протяжении нескольких столетий этот старинный город называют "Меккой русских художников". Здесь, в одном из самых маленьких городов России находятся 10 частных и государственных музеев.

Надо отметить, что природа и архитектура города - тоже своего рода музейный экспонат. Более 20 известных пейзажей Левитана можно увидеть, просто гуляя по Плесу под открытым небом. А облик города, в основном сформированный уже в XIX в., до наших дней изменился лишь незначительно. Старинные купеческие особняки с нарядными фасадами, построенные в обычном русском деревенском стиле дома, одетые жестяным кожухом печные трубы, водосточные трубы с резными навершиями - всё это по праву считается памятником архитектуры и истории города.

На ул. Никольская, 20 расположилась Провинциальная АРТгалерея-М (2), основанная известным коллекционером, плесским дачником, Юрием Борисовичем Марушкиным. Это уникальное место с особой атмосферой, притягивающее туристов, любителей живописи и ценителей прикладного искусства. Здесь представлены: фарфор СССР (заводов Украины и России),  западно-европейский фарфор в стиле "ню", крупнофигурный фаянс «Конаковский завод», русские лаки (Федоскино, Палех, Холуй, Мстера), галерея картин одного из лучших пейзажистов России Федорова В.А., русская майолика, лениниана (бюсты Ленина В.И. из металла, изготовленные в период с 1924 по 1995 гг.), портреты XX в.

Во время авторской экскурсии, проводимой самим владельцем галереи, можно получить информацию не только по отдельным образцам коллекции,  но и насладиться интересными и увлекательными рассказами и историями, связанными с экспонатами музея.

Часы работы:
по предварительной договоренности, тел.: +7 (910) 981-93-76.

Около Провинциальной АРТгалереи-М установлен памятник Вячеславу Фёдорову (3), заслуженному художнику РСФСР, известному пейзажисту, уроженцу Иваново-Вознесенска.
Идея создания памятника принадлежит Ю.Б. Марушкину. Автором стал известный ивановский скульптор, член Союза художников России Владимир Острижнов. Проект долго разрабатывался, к процессу были привлечены родственники, друзья и знакомые художника. По словам Андрея Фёдорова, сына живописца, основой для памятника стала одна из последних фотографий художника: он в задумчивости сидит на бревнах, отдыхая в тени дома. Открытие скульптуры состоялось 21 декабря 2013 г. – в день, когда живописцу исполнилось бы 95 лет.

На другой стороне ул. Никольская у дома 15\2 (дом И.Б. Марушкина) стоит фигура бравого усача в старинной фуражке. Эта скульптура, также созданная В. Острижновым, вызывает неизменный интерес у прохожих: кто это, в честь кого отлита, может чей-то предок или знаменитость? По словам Ю.Б. Марушкина, по замыслу которого и создавалась эта скульптура, это просто Городовой (5) - страж,  с почтением ожидающий прихода хозяина или его гостей и следящий за порядком в округе.

Памятник был установлен в 2009 г. и стал первой ростовой фигурой в Плёсе. Прежде в городе были только бюсты Василию I и И.И. Левитану.

На этой же улице в доме 18 находится частная галерея Льва Николаева (4) (дом с надписью «Живопись и графика»). Для этого художника Плес – не только город, в котором он живет и творит, а удивительное место, где ощущается связь времен. Это явно видно на его картинах. Его пейзажи интересны романтическим видением натуры, свободой пластического выражения, сложностью, и, одновременно мягкостью и цельностью цветовой структуры листа.
В галерее можно посмотреть работы, а также приобрести понравившиеся картины.

Часы работы:
ежедневно, с 12.00 до 19.00
тел.: +7 (909) 248-51-37.
www.nikolaevgallery.com

На пересечении с ул. Варваринская находится Никольская часовня (6). Она представляет собой классический пример часовен средней полосы России, имеет форму восьмигранника, каменная, с шатровым завершением и узорчатыми стенами. Построенная в 1892 г. в настоящее время не функционирует.

Спуск по ул. Никольская приводит на набережную Волги. Слева на набережной – памятник И.И. Левитану (7), установленный в 1974 г. Автор памятника – уроженец с. Палех, скульптор Н.В. Дыдыкин. Он изобразил художника, устремившего взгляд на величественную Волгу, которую Левитан бесконечно любил и запечатлел на полотнах: «Вечер на Волге», «Тихая обитель», «На Волге», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плес».

Напротив памятника находится Дом-музей И.И. Левитана (8). Без преувеличения можно сказать, что это один из самых известных музеев не только России, но и за рубежом. Он был открыт 25 августа 1972 г. в доме, построенном в первой половине XIX в. и принадлежавшем до революции купцу Солодовникову. Здесь И.И. Левитан вместе со своими друзьями-художниками А.С. Степановым и С.П. Кувшинниковой летом 1888-1889 гг. сняли «две комнатки … и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак…». Дом запечатлен на картине художника «Ветхий дворик».

Музей, реконструированный в 2010 г. к 150-летию со дня рождения И.И. Левитана, включает два экспозиционных зала. Первый посвящен творческой биографии художника, во втором - размещены подлинные работы И.И. Левитана, А.С. Степанова, С.П. Кувшинниковой. В мезонине воссоздана обстановка купеческого дома второй половины XIX века, здесь находится мемориальная комната, где жил художник и его друзья.

Часы работы:
ежедневно с 9.00 до 17.00 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00), кроме понедельника;
последняя пятница каждого месяца - санитарный день.
с 1 мая по 30 сентября с 9.00 до 18.00 без выходных.

Левитановский культурный центр (Левитан-холл) (9) находится по соседству с домом-музеем русского пейзажиста. Центр был открыт 15 сентября 2012 г. Он располагается в здании, построенном в первой половине XIX века в стиле позднего классицизма и являющимся памятником архитектуры. При поддержке благотворительного некоммерческого Фонда «ДАР» в 2011-2012 гг. здание было реконструировано. И теперь это современный культурный центр с многофункциональным залом, оборудованным модульной, легко собираемой и разбираемой сценой, складными подиумами, компактной складной мебелью. Здесь стало возможным проведение кинопоказов, конференций, семинаров и многих других культурных мероприятий.
Левитан-холл является основной площадкой для проведения фестиваля моды «Плес на Волге. Льняная палитра», Международного кинофестиваля «Зеркало», Дачного фестиваля имени Шаляпина, Международного пленэра «Зеленый шум», Международного промышленно-экономического форума «Золотое кольцо» и др.

Чуть дальше по ул. Луначарского (дом 20) находится еще один очень значимый, единственный в России Музей пейзажа (12).

Однажды, размечтавшись, Левитан сказал своим ученикам: «А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы, я скоплю денег в Лионском кредите, выкуплю свою мастерскую и когда стану совсем старой калошей или умру, вы устроите в ней дом пейзажа». И через 100 лет в 1997 г. в доме, который художник изобразил на своей картине «Вечер. Золотой Плёс», и был основан Музей пейзажа.

Постоянная экспозиция музея демонстрирует работы известных художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н.Н. Дубовского, Р.Г. Судковского, В.Д. Поленова, Н.А. Клодта, Н.А. Ярошенко, В.В. Переплетчикова, представителей Товарищества Передвижных Художественных выставок, Союза русских художников 1903 г., «русских импрессионистов», художников-друзей И.И. Левитана. Созданные современными художниками полотна достойно пополняют собрание Музея пейзажа. Здесь регулярно проводятся выставки современной пейзажной живописи из различных регионов России, проходят ежегодный фестиваль «Плесский пленэр» и детский пленэр «Волжский художник».

Интересный факт. Музей пейзажа пользуется «призрачной славой», говорят, в доме живет призрак. Построенный в конце XVIII в. особняк принадлежал купцу-старообрядцу. Он взял в жены молоденькую девушку Анну Грошеву. Купец и его пожилая мать всячески пытались обратить молодую женщину в свою веру, установили в доме суровые порядки… Закончилось это скандальным образом. Приехавший в город Левитан со своей возлюбленной Софьей Кувшинниковой, познакомились  с молодой купчихой и уговорили ее ухать с ними в столицу. Анна сбежала от мужа и свекрови, и больше в Плесе ее не видели. Но много лет спустя, после своей кончины, она вернулась в дом, где была когда-то так несчастлива, и теперь ее призрак бродит по залам музея.

Часы работы:
ежедневно с 10.00 до 17.00, перерыв с 14.00 до 15.00, кроме понедельника.

Напротив музея Пейзажа в тени лиственниц на скамейке сидит молодая девушка в летнем платье и шляпке. Ее взгляд устремлен на мольберт, сквозь который можно полюбоваться настоящим, живым волжским пейзажем. Эта скульптурная композиция носит название «Дачница» (10). Ее авторы – скульпторы из творческого объединения «Кредо», в состав которого входят художники Ивановской, Ярославской, Вологодской областей. Скульптура была установлена на набережной Волги летом 2010 г. в дни празднования 600-летия Плёса. Предполагается, что прообразом "Дачницы" стала художница С.П. Кувшинникова.

На соседней с набережной Варваринской улице находится Церковь Варвары Великомученицы (13). Ранее здесь стоял деревянный Варваринский храм, который упомянут еще в 1694 г. Датой возведения нынешней Варваринской Церкви считается 1821 г. – год постройки колокольни. Но предполагается, что основное здание построено гораздо раньше. И действительно, пышную трехъярусную колокольню, выполненную в духе зрелого классицизма, украшают характерные для плесских храмов XIX века фронтоны, колонны, высокие арочные проемы и люкарны. Строительство же самого храма относят к началу XVIII в., к петровским временам. Имеется свидетельство, что в 1702 г. в новопостроенную церковь Варвары в Плесе был выдан антиминс (изображение на материи сцены погребения Христа). Основное здание просто и скромно, двусветный четверик, увенчанный пятиглавием, выстроен аскетично. Главки храма поставлены далеко друг от друга, на тонких высоких барабанах. В интерьере храма сохранились клеевые росписи на евангельские темы: «Несение креста», «Пригвождение к кресту», «Положение во гроб», «Воскресение». Картины жизни Христа обрамлены орнаментом с элементами барокко. Церковь Варвары Великомученицы запечатлена на картине И.И. Левитана «Вечер. Золотой Плёс».

За Варваринской церковью налево уходит небольшая улочка (ул. Кирова). В конце этой улицы начинается тропа Левитана (14), деревянная лестница длинной в 168 ступенек. Но подниматься по лестнице не трудно: есть несколько площадок для отдыха с удобными лавочками. Здесь можно перевести дух, полюбоваться открывающимися видами на Волгу.

Тропа Левитана ведет на одноименную гору, ранее называвшуюся Петропавловской. На вершине горы стоит Воскресенская деревянная церковь (16). Она необыкновенно живописна и изящна, устремлена ввысь, крыша увенчана одной маленькой главкой на четырехугольном постаменте.
К сожалению, это не та церковь, что так очаровала Левитана и его друзей с самых первых дней пребывания в Плесе. Та церковь сгорела в 1903 г. Это была кладбищенская церковь Петра и Павла, впервые упомянутая в 1645 г., но вполне вероятно стоявшая здесь и ранее. Левитан изобразил эту церковь с погостом в свете заката на картинах «Часовня. Плёс» и «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца». Но наибольшую популярность церкви принесло полотно «Над вечным покоем», написанное спустя 5 лет. На нем изображено огромное озеро Удомля (под Вышним Волочком). Но стоящая на берегу этого озера церковь показалась Левитану менее живописной и не очень вписывавшейся в пейзаж, и он заменил ее на уютную плесскую церковь Петра и Павла. Интерьер сгоревшей церкви также сохранился для потомков в картинах самого художника и С.П. Кувшинниковой.

В селе Билюково была найдена очень похожая клетская деревянная церковь Воскресения, датированная 1699 г. Она была привезена и установлена на горе Левитана в 1982 г. В последние годы проведена научная реставрация церкви. Церковь действующая, в ней установлен резной деревянный иконостас.

Рядом с Воскресенской церковью воссоздали погост, идентифицировали несколько могил, на которых поставлены именные кресты по образцам XVI-XIX вв. и поклонный крест (15) в память всех захороненных на этом древнем кладбище.

Несколько лет назад на горе Левитана был установлен новый скульптурный комплекс (17). В него входят бронзовая скульптура художника, стоящего перед мольбертом, а также копия работы живописца «Над вечным покоем» в бронзовой раме. Автор художественного проекта – ведущий специалист «Владимирреставрации» Владимир Кехтер. Создатели скульптуры – коллектив творческого объединения «Кредо» (руководитель Алексей Кувтырев) совместно с мастерской художественного литья г. Кострома (Владимир Мурзин).

Плёс. Соборная гора

Плёс. Соборная гора

Археологический музей П.Травкина (18) – Соборная гора – Успенский собор (21) – Экспозиционно-выставочный комплекс «Присутственные места» (22) – Памятник князю Василию I (23) – Крепостной вал (24) – Зимняя Введенская церковь (19) и Летняя Троицкая церковь (20) – Березовая аллея по периметру горы (25) – Смотровые площадки (26)

Путь на Соборную гору начинается подъемом по крутой узкой улице Спуск Горы Свободы, вымощенной еще в XVIII-XIX вв. огромными булыжниками.

В доме 1а располагается Археологический музей П. Травкина (18). В основу музея легли результаты 20-летних археологических раскопок в Плёсе. Здесь можно совершить небольшое путешествие в далёкое прошлое, здесь каждый предмет воспроизведён достоверно, на основе данных археологии. Воссоздана усадьба плёсской семьи домонгольского периода истории России, рассказывается много интересного о быте русской семьи. Можно практически все потрогать и внимательно рассмотреть. А проводником в прошлое станет историк, кандидат наук.
Подъем по улице Спуск Горы Свободы приводит на Соборную гору, высота которой относительно Волги достигает 54 метров.

Сегодня это культурный и духовный центр Плёса. Это место можно по праву считать сердцем города, отсюда начался его рост и развитие. В 1410 г. сыном Дмитрия Донского, великим московским князем Василием была заложена весьма обширная для своего времени деревянная крепость с дозорными башнями. Основным назначением крепости являлось охрана волжских рубежей. В районе Плеса Волга течет в сравнительно узком коридоре почти по прямой, благодаря этому врага можно было увидеть еще на дальних подступах к городу, а крутые склоны мешали противнику подняться к стенам. К сожалению, крепостные стены не сохранились.

На соборной горе расположен старейший храм города – Успенский собор (21), действующий в наше время и поражающий гостей города «малиновым» колокольным звоном. Собор был возведен в 1699 г. на месте деревянного храма, сгоревшего в 1695 г. Простой и красивый храм, скромно украшен, с небольшими наличниками на окнах и простыми фризами. Основной объем – восьмерик на четверике. Шатровая колокольня пристроена на рубеже XVIII-XIX вв. Она пышно украшена: ее шатер весь изрезан слуховыми оконцами различной формы.

В 1828 г. на пожертвования плесского мещанина В. Шишкина был построен большой «летний» Казанский собор, а Успенский стал «зимним». Во второй половине XIX в. соборный комплекс был обнесен кирпичной оградой. К сожалению, в прошлом веке Казанский собор и ограда были разрушены. До наших дней дошли более старинный Успенский храм и ворота ограды. Только на полотне И.И. Левитана «Тихая обитель» можно увидеть комплекс Соборной горы целиком. Но в своем творчестве художник не придерживался фотографической точности, образ "тихой обители" во многом собирателен: замысел возник еще в 1887 г. у Саввино-сторожевского монастыря, окончательно же сформировался после посещения монастыря близ Юрьевца на Волге. И все же, типичные для Плеса детали легко узнаваемы на этом полотне.

Напротив Успенского собора находится экспозиционно-выставочный комплекс «Присутственные места» (22). Здание построено в последней четверти XVIII в., в период, когда город был уездным центром в составе Костромской губернии. В это же время (в 1779 г.) город получил свой герб. Здание выполнено по образцовому проекту екатерининских времен: большое двухэтажное здание, с простыми строгими наличниками и интересным пристроенным входом. До наших дней сохранился только северный корпус Присутственных мест, первоначально же было два корпуса. В конце XIX в. в зданиях размещались городская управа, Высшее начальное училище, а в подвалах хранился городской архив.

Благодаря кропотливой работе реставраторов в восстановленных интерьерах стало возможно открытие нового музея. Одна из экспозиций выставочного комплекса является постоянной, она посвящена историческому развитию Плёса. Другие экспозиции – сменные, как правило, приуроченные к событиям культурной жизни города.

Часы работы:
Ежедневно, кроме понедельника; зима с 10.00 до 17.00,  лето с 10.00 до 18.00; касса работает: зима до 16.30, лето до 17.30.

У здания Присутственных мест установлен памятник основателю города московскому князю Василию I (23) (скульптор С. Алешин). Открытие монумента состоялось в 1910 г., в год празднования 500-летия города. Установка памятника стала серьезным событием: о происходившем в небольшом провинциальном городе торжестве писали даже столичные газеты.

На противоположной от Волги стороне Соборной горы находятся остатки крепостного вала (24). Крепостной вал и ров на Соборной горе появились в 1410 г. и являлись частью таможенно-оборонительной системы. Волжский путь был одним из главных оборонительных элементов государства. В этом районе Волга течет почти по прямой, это давало отличную возможность заметить врага еще на самых дальних подступах к городу, крутые же склоны не давали противнику подобраться к стенам.

С вала открывается прекрасный вид на Введенскую (19) и Троицкую (20) церкви, расположенных в Троицкой слободе на въезде в город со стороны Иваново. Деревянная Троицкая «летняя» церковь была построена в 1628 г., но потом несколько раз перестраивалась: сначала в дереве, а в 1808 г. – в камне. Этот высокий двусветный храм выполнен в стиле барокко. Основной объем церкви увенчан пятью крупными главами, стены украшены наличниками, карнизами и фризами барочного стиля. Высокая трехъярусная колокольня завершается маленьким куполом, люкарнами и главкой-луковицей. Короткая трапезная соединяет основной объем с колокольней. Введенская «зимняя» церковь также была сначала деревянной, а в 1828 г. построена из камня. Это приземистый храм, выполненный в стиле позднего классицизма, увенчан широким куполом и украшен высокими портиками тосканского ордера. К храму примыкает длинная низкая трапезная.

По периметру Соборной горы проходит извилистая березовая аллея (25), возраст берез достигает 150-ти лет. В этой роще по преданию Левитан закончил работу над своей картиной "Берёзовая роща". Это очень популярное место для прогулок как коренных жителей, так и гостей города. С Соборной горы открываются потрясающие виды на Плёс, гору Левитана и Волгу. Здесь оборудованы смотровые площадки (26) с удобными беседками, где можно укрыться от солнца и дождя.

Здесь, на Соборной горе особенно отчетливо начинает восприниматься название города: прямые участки (около 20 км) русла реки между двумя поворотами, с отмелями. Такие места называются плёсами...

Плёс. Набережная Волги

Плёс. Волжская набережная

Старинные особняки на набережной Волги (41) – Мясные торговые ряды, чайная Векшина (39) –Мучные торговые ряды, Экспозиция «Художественные промыслы Ивановского края» (37) - Калашная улица (40) – Здание пожарной части (28) – Церковь Воскресения Христова (30) – Часовня Михаила Архангела (29) – Плёсский вернисаж (Аллея художников) (42) – Выставка живописи (36) – Памятник кошке (35) – Арт-студия Виталия Панченко (34)

Одна из главных достопримечательностей Плёса – его волжская набережная, здесь можно ощутить подлиную атмосферу русского города XIX века.

В 1781 г. императрицей Екатериной Великой был высочайше утвержден «генеральный план городу Плёсу». План разрабатывался «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Фасады домов для застройки тиражировались из альбомов «Собрания фасадов Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи».

Плёсская набережная застроилась достаточно быстро – за 50-60 лет. С конца XVIII до середины XIX в. здесь было возведено большинство зданий.

Но прежде чем приступить к застройке на набережной были проведены серьезные инженерные работы: береговая линия выравнивалась, ручьи были «спрятаны» в деревянные дренажные трубы, уложенные с уклоном в сторону реки. Такие трубы были оснащены специальными деревянными клапанами, которые пропускали вниз грунтовую воду. Но стоило паводковым водам в Волге подняться, клапаны закрывались.

Основанием для каменных особняков, расположенных на первой линии, до сих по является деревянное дамбовое сооружение. Для тех кто хочет подробнее изучить этот вопрос и не боится «сломать голову» здесь дается подробное описание http://ples.ru/starinnyie-sooruzheniya.html.
Когда-то давно почти каждый из старинных особняков (41) на набережной принадлежал какой-то известной в Плёсе семье и с тех пор носит ее имя.

Дом Новожилова (ул. Советская, 7), построенный в 1907 г., единственное здание в городе, выстроенное в стиле модерн. Краснокирпичный двухэтажный дом украшен оригинальным стрельчатым фронтоном с двумя узкими окошками наверху. Окна второго этажа окружают широкие наличники, а разделяющие фасад лопатки декорированы геометрическими фигурами. Заслуживает внимание также оконный переплет и пристроенная деревянная веранда.

Городская усадьба дворян Моисеевых(ул. Советская, 9-11), известная как «Дом с колоннами», была построена в 1820-х гг. в стиле классицизм. Это внушительное, хорошо заметное на набережной здание. Оно выделяется даже среди добротных двухэтажных купеческих домов. Усадьбу украшают тосканские колонны и полукруглый балкон с ажурной решеткой. Рядом с главным домом располагается флигель, построенный также в начале XIX в.

Усадьба купцов Подгорновых (ул. Советская, 13) – здание, построенное в первой четверти XIX в., и украшенное деревянным фронтоном с выделяющимся по центру полукруглым окном. Позже в 1901 г. рядом с жилым домом в стиле эклектики была сооружена караульня-склад. До наших дней сохранилась старинная кованая дверь, украшенная растительным орнаментом. На ней можно рассмотреть инициалы хозяина дома, купца 2-й гильдии М.П. Подгорнова.

Дом Введенских (ул. Советская, 15) построен в первой трети XIX в. в стиле классицизм. Фасад этого здания украшают 3 пилястры, но для стиля классицизм это невозможно: строгие законы симметрии требовали четного числа колонн и пилястр. Но, по-видимому, победила русская душа владельцев, для которой число «три» священно.

Дом Калугиных (ул. Советская, 17) – кирпичное двухэтажное здание, построенное в начале XIX в. Первый этаж украшен лучковыми наличниками, второй – арочными.

Дом купцов Бакакиных и Векшиных (ул. Советская, 19) был построен на рубеже XVIII-XIX вв. Его хозяева были владельцы крупной торговли в городе. Это здание по праву может называться одним из самых красивых в Плесе. Двухэтажный кирпичный особняк богато украшен оконными наличниками, которые на разных этажах отличаются друг от друга. Три центральных окна второго этажа выделяются особо высокими арочными окнами. Этот модный декор в стиле эклектики, напоминающий убранство древнерусских палат, дом получил во второй половине XIX в. Изначально облик дома был строже и выдержан в стиле классицизм. Второй этаж значительно выше первого, там располагались парадные комнаты.

Дом купцов Подгорновых (ул. Советская, 21), построенный в 1820-1830-х гг., первоначально был одноэтажным. Первый владелец – купец 3-й гильдии А.А. Подгорнов. В 1838 г. в городе был большой пожар, и дом сильно пострадал. После этого особняк был восстановлен и надстроен вторым этажом. Первый этаж украшен классицистической рустовкой, окна – с арочными наличниками.

Дом купца Маклашина (ул. Советская, 23), построенный в первой трети XIX в. в стиле классицизм, украшают высокие пилястры с модными в то время в Плесе каннелюрами (вертикальными желобками-углублениями по всей высоте пилястр) и розетки. Немного позднее купец Маклашин стал городским головой.

Дом купцов Смирновых (ул. Советская, 25) был построен в 1820-1830-х гг. в стиле классицизм в соответствии с первым генпланом Плеса, высочайше утвержденным Екатериной II в 1781 г. Изначально он был угловым и в соответствии с традициями XVIII века имеет скругленный угол. Благодаря такой архитектурной особенности коляскам было удобно проезжать на узких улицах. Скругленный угол обрамлен парными высокими колоннами, а на втором этаже на угол выходит небольшой балкон с ажурной решеткой.

Жилой дом Тихомирова (ул. Советская, 27) был построен в середине XIX в. Сначала это был одноэтажный дом, а только потом надстроен второй этаж. Наличники окон первого этажа – высокие, полуциркульные, сильно оторванные от самих окон. Это является  главной архитектурной особенностью дома, выделяющей его среди других.

Дом Грошева (ул. Советская, 29), богатого хлеботорговца, был построен в первой половине XIX в. в стиле классицизм. Это один из самых красиво украшенных домов Плеса:  колонны дорического ордера, богатый лепный фриз по всему фасаду. Несколько портит здание то, что нижний этаж – цокольный, и от этого всему дому не хватает «представительности», скрадывается его интересное убранство. Существует еще один, более известный дом купца Грошева – в нем сейчас разместился Музей пейзажа.

Усадьба Третьякова с лавкой (ул. Советская, 31) – простое длинное одноэтажное здание, построенное в XIX в. выходцами из Костромы. Одно время здесь располагалась государственная винная лавка – «монополька», где торговали водкой.

Здание магазина Бакакина (ул. Советская, 33) изначально в 1888-1889 гг. здесь располагался простой кирпичный амбар, через год его перестроили под трактир, а с 1900 г. разместилось плесское общество трезвости, которое просуществовало недолго. В 1909 г. владельцы, купцы Бакакины, открыли в здании первый в Плесе гастрономический магазин.

В стоящем боком к Торговой площади здании с деревянной галереей располагаются Мясные (нижние) торговые ряды и чайная Векшина (39) (ул. Советская, 37-39). Дом построен во второй четверти XIX в. в стиле провинциального классицизма. На первом этаже находился большой зал чайной Векшина.

Здание Мучных рядов (37) (ул. Советская, 41) было построено в 1840-х гг. по инициативе городской управы для размещения мучных складов и лавок в первом этаже и контор во втором. В это время в Плесе велась активная торговля мукой. Зерно доставляли в Плес по Волге, мололи на местных мельницах на Шохонке, здесь же и продавали. Также мука переправлялась в Иваново-Вознесенск, в Шую и их окрестности. Приземистое длинное здание Мучных рядов обрамляет Торговую площадь с севера, отгораживает ее от Волги. Каждую дверь отдельной лавки венчает остроконечная арка, центральная часть рядов чуть повышена. В 1880-х гг. после упадка хлебной торговли в Мучных рядах стали размещаться обыкновенные лавки торговцев.
В здании Мучных рядов можно посетить экспозицию «Художественные промыслы Ивановского края». Здесь представлены с четырьмя направлениями развития художественных промыслов Ивановской области: ювелирное искусство, льняное жаккардовой ткачество, лаковая миниатюра двух центров – Палеха и Холуя, а также оригинальная ивановская вышивка. Наряду с историческими экспонатами, можно посмотреть образцы современных изделий и приобрести или заказать понравившиеся работы.

Часы работы:
с 9.00 до 18.00 (перерыв с 14.00 до 15.00), выходной: понедельник

Калашная улица (40) – старейшая улица Плеса, одним концом она выходит на набережную Волги, другим - на Торговую площадь. Она упомянута на плане города, составленном в 1787 г. Изначально это была длинная улица, но из-за большого пожара в 1796 г., в соответствии с планом регулярной застройки многие  земельные участки перекраивались. К 1917 г. на Калашной улице было всего 3 дома. И постепенно улица совсем исчезла.

В начале нашего века было принято решение о возрождении Калашной улицы, и 5 июня 2010 г. состоялось ее торжественное открытие. Сейчас эта улица - стилизованные торговые ряды, где можно купить разнообразнейшие сувениры из Плеса, Иванова и Костромы.

Центральная, как впрочем, и единственная площадь города - Торговая площадь.  Издревле на этом месте разворачивалась оживленная торговля, проводились ярмарки, на которые съезжались жители всей округи. Сейчас здесь размещены лавки с сувенирами на любой вкус.

В правой части Торговой площади (если стоять спиной к Волге) можно увидеть двухэтажный кирпичный дом. Это здание пожарной части (28), построенное в 1885 г. На первом этаже располагалось пожарное депо, на втором – полицейский участок и арестантские камеры.

На крутом спуске ул. Ленина к Торговой площади стоит Церковь Воскресения Христова (30), построенная 1817 г. на месте двух деревянных храмов. Старые храмы решили заменить новым в память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 г. В облике Церкви сочетаются элементы ярославской архитектуры XVII в. и современного ей классицизма. Основной объем представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятиглавием с широко расставленными по углам боковыми главками. Колокольня украшена колоннами, фронтонами, люкарнами и арочными проемами с фигурными украшениями. Главки храма и колокольни покрыты металлическим «лемехом». Вокруг церкви сохранилась невысокая ограда с каменными изящными столбиками, увенчанными маленькими шариками, и Святыми воротами.

Воскресенскую церковь можно увидеть в снятых в Плесе художественных фильмах: «Китайский сервиз», «Золотой теленок», «Жестокий романс», «Два капитана».

Напротив церкви стоит деревянная часовня Михаила Архангела (Воскресенская) (29), привезенная из д. Антоново в 1980-х гг. и отреставрированная. Часовня очень гармонично вписалась в городской ансамбль. Деревянная «клетская» часовня увенчана высокой острой кровлей с одной главкой.

Рядом с Торговой площадью, прямо на Набережной устроен своеобразный Плёсский вернисаж (Аллея художников) (42). Летом здесь можно посмотреть и приобрести работы плёсских художников, изделия мастеров прикладного искусства. Зимой на аллее устраивают конкурсы снежных фигур.

На набережной в доме 49 располагается Выставка живописи (36), частная галерея живописи. Здесь представлены работы художников Ивановского края, в том числе и плёсских художников. На полотна можно не только полюбоваться, но и купить их.

Часы работы:
ежедневно с 12.00 до 19.00. Тел.: +7 (905) 059-09-59;+ 7 (905) 059-12-93.

Около Хреновского моста стоит памятник кошке (35) – маленькая скульптура, изображающая сидящую на большом камне кошку, задумчиво смотрящую на Волгу. Этот памятник был поставлен в честь кошки Мухи, хозяевами которой являются плёсский художник Виталий Панченко и его супруга Галина. Кошка погибла, защищая собственных котят от разъяренных собак. Автор скульптуры, белорусский скульптор Олег Илларионов. Кошка заняла невысокий бетонный постамент, много лет пустовавший. Эта маленькая скульптура пользуется большой популярностью как у туристов, так и у местных жителей.

Если перед памятником кошки свернуть с набережной, то через несколько шагов можно увидеть забор с резными украшениями. За этим забором располагается Арт-студия Виталия Панченко (34) (ул. Ленина, 26). Здесь можно увидеть и купить работы этого художника, являющегося членом Творческого союза художников России и Председателем и одним из учредителей творческой организации "Сообщество плесских художников".

Часы работы:
ежедневно с 10:00 до 22:00.

Плёс. Что еще посмотреть

Что ещё посмотреть в Плёсе?

В домашнем музее декоративного стекла (32)  представлены работы заслуженного художника России Александра Ивановича Тимофеева. Музей открылся в 2007 г. Здесь можно посмотреть витражи, художественное стекло, стеклопластика, а также живопись и акварель. Понравившиеся работы можно приобрести.

По словам А.И. Тимофеева: «Творчество – без натяжек смысл моей жизни. Поэтому я который год встречаю теплоходы на набережной Плеса, вслед за Левитаном без устали пишу этот живописный город и наконец-то осуществил свою давнюю мечту – построил дом-музей. Все мои произведения теперь живут вместе со мной (за исключением тех, что находятся в настоящих музеях и частных коллекциях)».

Часы работы:
по договоренности. Тел.:  +7 (908) 563-48-45

На Воскресенской горе находится Мемориал Великой Отечественной Войны (31).

Бывшее старообрядческое кладбище «Зеленя»  (43).

В конце XVII в. было учреждено старообрядческое кладбище «Зеленя». С большой вероятностью можно сказать, что оно появилось вслед за разрешённым властями Рогожским cтарообрядческим кладбищем в Москве (1771 г.). Тогда старообрядцам было позволено иметь отдельные кладбища.

Плесское кладбище было закрыто после 1917 г. Еще в 70-е гг. ХХ в. на кладбище сохранялись надгробия XVIII-XIX вв. При строительстве дома отдыха ДСК (сейчас отель "Итиль") надгробия исчезли. И сейчас только небольшие заросшие холмики напоминают, что здесь кладбище. Место является памятником археологии.