Плес художественный

Ориентировочное время прохождения маршрута: 1,5-2 часа (без посещения музеев)

Галерея Л. Николаева (1) — Никольская часовня (2) — Памятник И.И. Левитану (3) — Дом-музей И.И. Левитана (4) — Скульптура «Дачница» (5) — Музей пейзажа (6) — Церковь Варвары Великомученицы (7) — Тропа Левитана (8) — Воскресенская деревянная церковь (9)

Начинать маршрут удобно от дома-отеля «Волга-Volga» (41). Перейдя р. Шохонку по Верхнему Шохонскому мосту, начинаем свой путь по ул. Кропоткина и двигаемся в сторону р. Волги. По пути рассматриваем дома, построенные в обычном русском деревенском стиле: нарядные фасады, одетые жестяным кожухом печные трубы, водосточные трубы с резными навершиями, являющимися характерной особенностью Плеса.

На левой стороне улицы Кропоткина в доме №18 располагается галерея Льва Николаева (1) (дом с надписью «Живопись и графика»). Для этого художника Плес — не только город, в котором он живет и творит, а удивительное место, где ощущается связь времен. Это явно видно на его картинах. В галерее можно посмотреть работы, а также приобрести понравившиеся картины.

Продолжаем путь по ул. Кропоткина. На пересечении с ул. Урицкого находится Никольская часовня (2). Она представляет собой классический пример часовен средней полосы России, имеет форму восьмигранника, каменная, с шатровым завершением и узорчатыми стенами. Построенная в 1892 г. в настоящее время не функционирует.

И вот перед нами раскинулась р. Волга. Слева на набережной — памятник выдающемуся русскому художнику И.И. Левитану (3), установленный в 1974 г. Автор памятника — уроженец с. Палех, скульптор Н.В. Дыдыкин. Он изобразил художника, устремившего взгляд на Волгу — величественную реку, которую И.И. Левитан бесконечно любил. И любовь эта запечатлена на полотнах: «Вечер на Волге», «Тихая обитель», «На Волге», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плес». Полюбил художник и город Плес, который по воспоминаниям С.П. Кувшинниковой просто «обворожил, и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим...».

Напротив памятника находится Дом-музей И.И. Левитана (4) (часы работы: с 10.00 до 17.00, перерыв: с 13.00 до 14.00, выходной — понедельник). Без преувеличения можно сказать, что это один из самых известных музеев не только России, но и зарубежья. Он был открыт 25 августа 1972 г. в доме, принадлежавшем до революции купцу Солодовникову. Здесь И.И. Левитан вместе со своими друзьями-художниками А.С. Степановым и С.П. Кувшинниковой летом 1888-1889 гг. сняли «две комнатки … и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак…». Дом, в последствии ставший музеем, запечатлен на картине художника «Ветхий дворик».

Плес, маленький тихий городок, вдохновил И.И. Левитана на создание таких великих картин как «Тихая обитель», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Березовая роща» и многих других. Следуя примеру И.И. Левитана, многие художники открыли для себя этот город: здесь жил и работал известный баталист В.В. Верещагин, работали А.М. Корин, В.М. Бакшеев, С.А. Виноградов, А.В. Маковский, проездом был И.Е. Репин.

Музей, реконструированный в 2010 г. к 150-летию со дня рождения И.И. Левитана, включает два экспозиционных зала. Первый посвящен творческой биографии художника, во втором — размещены подлинные работы И.И. Левитана, А.С. Степанова, С.П. Кувшинниковой. В мезонине воссоздана обстановка купеческого дома второй половины XIX века, здесь находится мемориальная комната, где жил художник и его друзья.

Повернув направо от дома-музея И.И. Левитана, неспешно продолжаем маршрут по набережной Волги (ул. Луначарского) до Музея Пейзажа, где в тени лиственниц на скамейке сидит молодая девушка в летнем платье и шляпке. Ее взгляд устремлен на мольберт, сквозь который можно полюбоваться настоящим, живым волжским пейзажем. Эта скульптурная композиция носит название «Дачница» (5), ее авторы — скульпторы из творческого объединения «Кредо», в которое входят художники Ивановской, Ярославской, Вологодской областей. Скульптура была установлена на набережной Волги летом 2010 г. в дни празднования 600-летия Плёса. Предполагается, что прообразом "Дачницы" стала художница С.П. Кувшинникова.

Напротив «Дачницы», на другой стороне улицы располагается Музей пейзажа (6) (часы работы: с 10.00 до 17.00, перерыв с 14.00 до 15.00, выходной — понедельник). Музей основан в 1997 г. Постоянная экспозиция музея демонстрирует работы известных художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н.Н. Дубовского, Р.Г. Судковского, В.Д. Поленова, Н.А. Клодта, Н.А. Ярошенко, В.В. Переплетчикова, представителей Товарищества Передвижных Художественных выставок, Союза русских художников 1903 года, «русских импрессионистов», художников-друзей И.И. Левитана. Здесь регулярно проводятся выставки современной пейзажной живописи из различных регионов России, проходят ежегодный фестивали «Зеленый шум», «Плесский пленэр» и детский пленэр «Волжский художник». Созданные современными художниками полотна достойно пополняют собрание Музея пейзажа.

Выйдя из Музея пейзажа, повернем налево и по проулку поднимаемся вверх, оставляя за спиной Волгу. На пересечении с ул. Урицкого находится Церковь Варвары Великомученицы (7). Ранее здесь стоял деревянный Варваринский храм, который упомянут еще в 1694 году в книге «письма и дозора» Федора Беречинского, владимирского губного старосты, «писца и дозорщика» патриаршего казенного приказа. Датой возведения Церкви считается 1821 г. — год постройки колокольни. Но предполагается, что основное здание построено гораздо раньше. И действительно, пышную трехъярусную колокольню, выполненную в духе зрелого классицизма, украшают характерные для плесских храмов XIX века фронтоны, колонны, высокие арочные проемы и люкарны. Строительство же самого храма относят к началу XVIII в., к петровским временам. Имеется свидетельство, что в 1702 г. в новопостроенную церковь Варвары в Плесе был выдан антиминс (изображение на материи сцены погребения Христа). Основное здание просто и скромно, двусветный четверик, увенчанный пятиглавием, выстроен аскетично. Главки храма поставлены далеко друг от друга, на тонких высоких барабанах. В интерьере храма сохранились клеевые росписи на евангельские темы: «Несение креста», «Пригвождение к кресту», «Положение во гроб», «Воскресение». Картины жизни Христа обрамлены орнаментом с элементами барокко. Церковь Варвары Великомученицы запечатлена на картине И.И. Левитана «Вечер. Золотой Плёс».

Дойдя до переулка Кирова, поворачиваем налево и, пройдя немного вперед,видим большую деревянную лестницу. Здесь начинается  тропа Левитана (8), ведущая на одноименную гору, ранее называвшуюся Петропавловской. В настоящее время рядом со старинным кладбищем стоит Воскресенская деревянная церковь (9). Она необыкновенно живописна и изящна, устремлена ввысь, крыша увенчана одной маленькой главкой на четырехугольном постаменте. Церковь носит еще одно, почти «официальное» название — «Над вечным покоем», благодаря одноименной картине И.И. Левитана. Правда, это не та церковь, что очаровала художника с самых первых дней его пребывания в Плесе. Глядя на картину, видно, что изображенная на ней церковь и нынешний деревянный храм заметно отличаются друг от друга. «Левитановская» клетская деревянная церковь Петра и Павла сгорела в 1903 г., но осталась одной из самых знаменитых церквей в русском изобразительном искусстве. И.И. Левитан написал эту церковь с погостом в свете заката в картине «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца» и в полотне «Над вечным покоем». Изображенное на нем огромное озеро — это расположенное под Вышним Волочком озеро Удомля. Но стоящая на его берегу церковь показалась Левитану менее живописной, и он заменил ее на уютную плесскую церквушку. Интерьер сгоревшей церкви Петра и Павла также сохранился для потомков в картинах самого художника и С.П. Кувшинниковой.

В 1982 г. на место сгоревшей церкви из села Билюково перевезли построенную в том же стиле церковь Воскресения, датированную 1699 годом. Она является одним из редких примеров церкви клетского типа с клинчатой кровлей и без галереи. К настоящему времени погост практически не сохранился, гора заросла деревьями и застроена домами, но волжские просторы и раскинувшийся у подножия горы Плес по-прежнему впечатляют своим великолепием.

Повернув направо от Церкви, по небольшой дорожке доходим до улицы Гора Левитана и спускаемся к Верхнему Шохонскому мосту. Маршрут «Плес художественный» завершен.